Главная » Статьи » История |
Тайна завещания Айвазовского...
«Завещание(testamentum, testament, Testament. letzttwillige Verfügung) — акт односторонней воли, определяющий судьбу гражданских правоотношений лица на случай его смерти. В этом определении содержатся главные отличительные признаки Завещания. Оно есть выражение одной только воли, чем отличается от договора; действие его наступает не ранее смерти завещателя, а до наступления этого события оно может быть изменяемо и отменяемо по воле лица, его составившего» Значение слова "Завещание" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Тайна завещания Айвазовского… Как-то прогуливаясь по нашему легендарному бульвару Старшинова, так горячо любимому предпринимателями, превратившими его постепенно день за днем в «коридор» состоящий из бутиков и стройплощадок, я завернул в конце маршрута в уютный дворик, где обратил свой взор на импровизированный стихийный букинистический рынок. Одна пожилая скромно одетая пенсионерка на небольшой площадке, прямо на асфальте предлагала чисто за символическую плату на любой вкус художественную литературу, которая, увы, в наше время, Интернета и цифровых технологий потихоньку уходит на второй план и уже не уступает ни на йоту его величеству – Книге. Среди всякой беллетристики: детективов и любовных романов, мое внимание привлекла небольшая невзрачная с виду скромного формата синяя книжица, на которой серебристыми буквами были магически начертаны имена Ивана Константиновича Айвазовского и Николая Степановича Барсамова. Для меня это был настоящий сюрприз, поскольку на обложке было красиво начертано следующее: «Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. К 75-летию со дня основания» и авторы этой книги были ни кто иной, как супружеская пара - Николай и Софья Барсамовы. Но, больше всего меня поразила дата издания 1955 год. Я поинтересовался ценой, которая показалась для меня просто чудесным подарком, и я сразу же отдав несколько гривен, стал обладателем уникальной книги и еще «в довесок» и толстенной книги, с выцветшей от старости обложкой, на которой было начертано Лев Толстой « Война и мир», издательство «Лениздат» март 1945 год, которую, я приобрел за три гривны! (до окончания войны еще оставалось два месяца, а крупнейшее издательство города Ленина с верой о приближающейся победе над фашистской Германией уже издавала в городе, который год назад только прорвал страшную блокаду, этот гениальнейший роман о любви, русской душе и великих качествах русского человека. Есть над, чем нам сегодня задуматься – господа!) Как сокровище, принеся эти книги, домой, я с огромным интересом приступил к чтению книги Барсамовых. И с первых строк, я не мог уже оторваться от ее уникального содержания. Книга действительно попалась в мои руки - бесценная. На каких-то двухстах тридцати страницах Барсамовы сумели раскрыть всю историю Картинной галереи Айвазовского, начиная с дореволюционного периода, и кончая первым послевоенным десятилетием. Но самое главное открытие ждало меня в конце этой книги - ее три приложения, одно из которых первое, было посвящено документам по истории галереи им. И.К. Айвазовского. Сегодня на улице Галерейной на стене дома Айвазовского на мраморе увековечена, последняя воля великого художника, где четко написано: « Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (Галлерею) городу Феодосии, моему родному городу…». Но, это только вершина таинственного завещания «Рафаэля-морей». Все остальное скрыто от простых смертных. И на это есть свои причины… Каждый год в Большом выставочном зале дома Айвазовского проходит детский музыкальный фестиваль «В гостях у Айвазовского». Юные пианисты, скрипачи, «духовики» из Москвы, Львова, Киева, Харькова и, конечно, Крыма музицируют в окружении роскошных полотен гениального художника. И это, конечно оставляет неизгладимый след в сердцах и душах юных дарований. Впечатления от этих концертов на всю жизнь остаются и у детей, и у взрослых. Но, хочется задаться вопросом, выполняет ли нынешнее поколение феодосийцев, живущее уже в 21 веке последнюю волю человека, который составил славу нашего с вами города. Эти ли мероприятия хотел, чтобы проводились в доме после смерти Первого Почетного Гражданина Феодосии, знакомого с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Джузеппе Верди, Тарасом Шевченко, имевшим честь общаться с Папой Римским, царствующими особами дома Романовых и императорами Европы. Оказывается, все обстоит совсем иначе. В самом конце книги Николая Барсамова, посвященных Картинной галереи Айвазовского я наткнулся на « Правила по заведыванию картинной галереей И.К. Айвазовского». Мне хочется для полной ясности привести дословно полный текст этих правил (без ряда параграфов, которые не имеют отношения к поднятой теме) написанных на основе духовного завещания И.К. Айвазовского. Вот этот документ: Параграф 1. Для заведывания галереей Феодосийская Городская Дума, согласно п.9-го духовного завещания И.К. Айвазовского, избирает на 4 года достойнейшего из внуков или правнуков его, на которого возлагается забота, как о целости самого здания галереи и пристроек, перешедших вместе с галереей в собственность города, так и всего остального, находящегося в картинной галерее имущества. Примечание: В случае если из находящихся в живых внуков или правнуков Айвазовского никто не будет избран в заведующие галереей, то Дума может избрать кого-либо из посторонних. Параграф 3.Галерея, являясь, согласно пункту 9 завещания, собственностью города, содержится на средства, ассигнуемые по смете Феодосийской Городской Думой. Все расходы по галерее производятся Городской Управой. Параграф 7. Входная плата с посетителей, согласно пункту9(в) завещания, поступает в пользу Феодосийского благотворительного общества, которое организует сбор входной платы своими средствами. Параграф 8. В галерее не могут быть устраиваемы ни спектакли, ни концерты, ни другого рода собрания. Параграф 9.Всякий, желающий воспроизводить копии с картин, находящихся в галерее, обязан получить от Городской Управы письменное разрешение. Параграф 12.За воспроизведение копий с картин Айвазовского, находящихся в галерее, плата не взимается. Копирование допускается только с тех картин, которые находятся в галерее. Параграф 13.Продажа и хранение копий с картин Айвазовского воспрещается только в главном зале галереи, в свободных же комнатах галереи продажа и хранение копий допускается с разрешения Управы. Параграф14.Фотографирование картин Айвазовского в галерее допускается с разрешения Управы. Параграф 15. Картинная галерея принимает на комиссионных началах продажу фотографий с картин Айвазовского. Параграф 16. В месяцы с 1 апреля по 1 октября внутренний ремонт может быть произведен только в случае самой крайней необходимости. Параграф 17. Галерея открыта в течение всего года и может быть закрываема только для внутреннего ремонта и уборки на самое короткое время. Вот и получается, что если верить Николаю Барсамову, а не верить ему невозможно, то, по сути, нами сегодня полностью попирается последняя воля великого художника, по вопросу самого факта проведения различных по характеру развлекательных мероприятий в его родном доме, после его смерти. Да! При его жизни в Большом выставочном зале выступали именитые талантливейшие композиторы и артисты , такие как А.Рубинштейн, Г.Венявский, артисты Малого театра К.Варламов, Н.Сазонов. Да! При его жизни на его «Бриллиантовый юбилей» 26 сентября 1897 года был в большом зале организован роскошный обед, на котором, присутствовали именитые гости в лице представителей Министерства Просвещения России, Таврического губернатора Петра Михайловича Лазарева, городского головы Л.А. Дуранте, представителей Морского Министерства и Русского Военно-морского флота. Но, все это было при жизни Айвазовского… Будем ли мы продолжать попирать последнюю волю нашего великого художника? Константин Виноградов | |||
Просмотров: 4969
Группа нашего сайта в контакте. Подписывайтесь!
|
Всего комментариев: 0 | |
[ Регистрация | Вход ]