Главная » Статьи » История |
Спаситель бесценных полотен Айвазовского. Где же наша благодарность?
Спаситель бесценных полотен Айвазовского. Где же наша благодарность? В самом центре города с многовековой историей Феодосии, там, где шумит ну прямо, почти - что ни на есть восточный базар, где вам предложат, начиная от сладчайшего граната и заканчивая золотистым виноградом все на свете, только купи. Буквально в какой-то сотне метров от центральной автобусной остановки, есть очень особенное место за небольшим ограждением и воротами, словно в таинственной сказке выполненные в готическом стиле известным скульптором выходцем из Турции Яни-Фока. Здесь находится совсем другой мир, другое измерение. Сюда жители ходят, только раз в году, в день поминовения усопших. А, в другое время в основном на сегодня туда забегают горе- молодежь, чтобы попробовать «волшебного зелья» или еще по какой причине.… Да плюс редкие любопытные заезжие туристы, которые, не углубляясь в дебри этого особого места, сделают ряд фото на память, на фоне серых камней, покрытых от старости мхом. Ведь это территория старинного Всесвятского кладбища. Когда-то, до 70-х годов прошлого уже 20 –го столетия, здесь в годы Советской власти хоронили самых знаменитых феодосийцев. Среди них были военные, ученые, лауреаты Сталинских премий, Герои Советского Союза, писатели и художники. Всех и не перечислишь. Кладбище действительно очень старое, и точно даже дату основания его не скажешь. Кладбище претерпело, а точнее натерпелось множество испытаний за прошедшие сто с лишним лет. Старожилы Феодосии не понаслышке знают, что, в планах на месте кладбища партийные работники хотели разбить в свое время Парк культуры и отдыха! Но, слава Богу! Обошлось… В свое время, к большому сожалению, ныне уже покойный талантливейший феодосийский краевед, прекрасный человек и педагог Ростислав Степанович Лихотворик подробно описал и даже издал на свои кровные несколько книг, где были описаны им все захоронения Всесвятского кладбища. Этим замечательным неутомимым человеком была проведена колоссальная работа, которая так и не была по достоинству оценена нашими современниками. Видимо время еще не пришло… С Ростиславом Степановичем мне посчастливилось встретиться и вместе работать над раскрытием тайн города несколько лет. И вот об одной из этих тайн мне хочется с Вами поделиться… На северной границе этого старинного кладбища, буквально в нескольких метрах от забора, где в 20 метрах бурлит жизнь Гостиного двора, стоял когда-то памятник из гранита, высотой почти в два метра. Памятник на могиле, выглядел, словно непрочитанная книга, на которой были начертаны имена известного семейства Барсамовых - Николая Степановича и Софьи Александровны. Увы, то ли стихия, то ли вандалы несколько лет тому назад превратили эту « книгу жизни» в прах. Памятник в какой-то момент, практически в одночасье был разрушен по злому року. Мне часто, приходилось на это кладбище заходить, для уточнения дат жизни знаменитых людей Феодосии, о которых нет биографических сведений, и как-то все время дорожка меня приводила на это забытое Богом и людьми место-могилу спасителя бесценных полотен Айвазовского в годы страшной войны. В ноябре 2008 года в тысячах километрах от Феодосии, на брегах туманного Альбиона, в Англии, был снова очередной ажиотаж. На мировом аукционе антиквариата и культурных сокровищ Сотбис были выставлены на продажу сразу несколько значимых работ Айвазовского «Штиль», «Среди волн», «Закат на крымском побережье, «Вид на Константинополь и Босфор» оценочная стоимость которых составляет 3 миллиона фунтов стерлингов (1 миллион 950 тысяч долларов). То есть арифметика проста в среднем минимальная цена картины Ивана Константиновича – стоит около 650 тысяч долларов! Если верить официальной информации, на сегодня в Национальной картинной галереи Айвазовского хранятся и экспонируются 417 полотен мариниста первой величины! Стоимость этого сокровища можно посчитать - 27 миллионов 105 тысяч долларов США! Действительно это бесценный дар нашего земляка, который он завещал городу, где он родился и вырос. Зачем я привожу эти сухие, но умопомрачительные цифры манящего золотого долларового тельца, а вот по какой причине. Не было бы этого у нас сокровища, если бы не-подвиг одного человека – имя которому Николай Барсамов - хранитель и первый директор картинной галереи имени Айвазовского(1923-1962),второй Почетный гражданин Феодосии после Ивана Константиновича Айвазовского. И об этом человеке и его так и неоцененным по достоинству нынешнем поколением феодосийцев подвиге, мой рассказ. 69 лет тому назад,18 октября 1941 года началась Крымская оборонительная операция, которая длилась до 16 ноября 1941 года. В сентябре войска немецкой группы армий «Юг» нанесли поражение советскому Юго-Западному фронту восточнее Киева. Цель фашистов была одна захват Донбасса и Крыма. 18 октября немцы начали массированное наступление. Немцы имели значительный перевес на этом участке фронта . 20 октября 1941 года были прорваны Ишуньские позиции. Не имея в степной части Крыма подготовленных рубежей, которые можно было бы использовать для обороны, части Красной армии в Крыму оказались в тяжелейшем положении. До сдачи Симферополя фашистам оставалось каких-то десять суток. Уже в июле 1941 года в соответствии с указанием
Ставки Верховного Главнокомандования
началась массовая эвакуация из Крыма населения, техники, культурных
ценностей. Эвакуация из Крыма была
не легкой. Пропускная способность
участков железных дорог была недостаточной,
и отсутствовало необходимое количество порожних вагонов и погрузочных
механизмов. В этих условиях и, несмотря на близость фронта, только с 7 по 31
августа работниками Сталинской дороги было отправлено в тыл из Приднепровья и
Крыма 54000 вагонов с эвакогрузами и населением - значительно больше, чем это
было предусмотрено планом, установленным правительством на вторую и третью
декады августа В связи с приближением фронта в июле 1941 года начинается ограниченная эвакуация, а 26 августа Союзный совет по эвакуации разрешил организовать в 5 городах Крыма эвакопункты, в том числе и в Феодосии. Предполагалось эвакуировать 85 тысяч человек . 12 сентября немецкие войска вышли к Перекопу, и покинуть Крым стало возможно лишь морским транспортом через Керчь, Феодосию и Севастополь под постоянными бомбежками вражеской авиации. В Феодосии на то время не было крупных предприятий оборонного значения. Были вывезены только часть оборудования табачной и консервной фабрик и их коллективов. Из Феодосии на 1 ноября эвакуировались 3880 человек, в том числе 1530 евреев. А 3 ноября 1941 года в Феодосию вошли немецко-фашистские войска. Спасение полотен Айвазовского до вступления фашистов в Феодосию подробно описал сам Николай Степанович Барсамов. Чудом сохранились и дошли до нас те уникальные документы того сурового времени, его личные записи воспоминаний 1968 года. Некоторые переработанные воспоминания я предлагаю Вашему вниманию. С форсированием немецко-фашистскими войсками реки Днепр стало ясно, что необходимо начать подготовку картин к эвакуации. В начале августа 1941 года было получено распоряжение Комитета искусств ССР о подготовке самых ценных экспонатов галереи к эвакуации. К определенному сроку должны были быть сожжены все корешки билетных книжек и подробные инструкции о том, каких норм следует придерживаться при накатке картин на валики и упаковки их в ящики. Все это держалось в строжайшем секрете. В августе Николай Степанович получил трагические известие о гибели на фронте его единственного сына Владимира – студента Московского художественно- промышленного института. В такой тяжелейшей морально обстановке и пришлось работать директору галереи. Было решено, Горсоветом вывозить сразу всю коллекцию Айвазовского. Были упакованы и картины временной выставки в Симферополе. В середине сентября все было упаковано в 16 ящиков для отправки вагоном в Новороссийск, а там, вглубь страны. Никто из работников галереи не мог сопровождать галерею в эвакуацию (огромную помощь в упаковке картин оказал краснодеревец Аккерман, который остался в Феодосии и был расстрелян фашистами). Время к этому моменту транспортировать коллекцию картин по железной дороге было, уже упущено… Немцы захватили порт Геническ. 29 сентября Барсамова вызвали срочно ночью в Горсовет и сообщили, что завтра теплоход « Калинин» (капитан Н.Ф. Иванов) будет уходить из порта с картинами Айвазовского. И больше транспортов не будет. Немцы к тому моменту прорвались на Арабатскую стрелку у Геническа, где были остановлены частями морской пехоты. До Феодосии оставалось, каких-то 30 километров… Теплоход должен был отчалить от феодосийского причала с наступлением сумерек. Все свое имущество и домик, Барсамовы срочно оставили на попечение племянницы Айвазовского – Нине Александровне, что было оформлено ими нотариально. Барсамову были выписаны удостоверение и полномочия на доставку коллекции в Краснодар и чек на расходы в 5000 рублей. Барсамов заранее попрощался с друзьями и товарищами. Николай Степанович в последний момент сдал в сейф Госбанка юбилейные подношения Айвазовскому - кожаные и бархатные папки с адресами украшенные серебром и золотом. Все эти операции прошли со скрипом, но все, же благополучно закончились. Но начались новые испытания и проблемы - транспортировка груза из галереи на пароход. На помощь пришли военные с молодым инженером Горсовета – Кавериным. Ключи от своего рабочего бюро Барсамов накануне отхода Барсамов передал Петру Никифоровичу Заболоцкому-сотруднику краеведческого музея. Но на этом трудности не закончились - впереди били проблемы с выпиской пропуска у начальника порта (кстати, немецкий агент). У ворот порта Барсамов встретился с К.Ф. Богаевским (погиб в Феодосии в 1943 году), где они попрощались. В это момент на теплоход грузили имущество воинской части с аэродрома, имущество консервного завода, раненых из военного госпиталя. Были замечены и элементы паники среди пассажиров и желающих, эвакуироваться, которые были решительными действия пресечены. Погрузка была задержана. Уже стемнело. И здесь помогли уже военные летчики, которые загрузили ящики галереи на борт судна. Впереди Барсамова ждало еще одно испытание - попасть на « Калинин». Слава Богу, помог на тот момент начальник Феодосийского военного госпиталя, который увидел все семейство и дал возможность подняться на борт теплохода. Судно отчалило и взяло курс на Новороссийск. На подходе к мысу Мысхако произошел налет немецкой авиации, от которого отбивался арт-огнем эсминец эскорта. Днем судно благополучно сумело войти в Новороссийский порт. Договорившись с капитаном теплохода бесценный груз, было решено выгружать на военных причалах, где уже находилось в огромных количествах имущество из Одессы, Херсона и Николаева. Картины И. К. Айвазовского были благополучно доставлены в Новороссийск. Но возникла другая проблема - где найти пустой товарный вагон? Уже отчаявшись, Барсамовым, на счастье, повстречался инспектор ЮЖД Александров. Поделившись своими проблемами, должностное лицо выделило товарный вагон, где в эшелоне ехал медперсонал. Через 30 минут эшелон должен был начать движение в Краснодар. Огромный кран срочно по команде начальника эшелона загрузил ящики с картинами в последний вагон состава. Вскоре поезд тронулся и к 14.00 Барсамовы были уже в Краснодаре, где семейная чета обратилась в Художественный музей, к директору Осипову и хранителю Богоявленскому. Так были временно размещены в надежном месте бесценные полотна. Через некоторое время была развернута выставка работ великого мастера. Но в середине октября 1941 года немцы уже бомбили Краснодар. Необходимо было продолжить эвакуацию. К этому моменту у Николая Степановича было на руках письмо Совета Народных Комиссаров Армении с ответом на просьбу принять эвакуированную галерею из Феодосии в Ереване. Но были и противники этого маневра - в лице начальника ОБЛ. комитета искусств, который предлагал вести картины отправить в Сталинград, когда Ростов был уже занят, а Кубань подвергалась бомбардировке со стороны немецкой авиации. Путь на север был уже отрезан. В это время Софья Александровна сумела подобрать «ключик» к начальнику ОБЛ. комитета искусств - показав ему монографию Николая Степановича о творчестве Айвазовского. Утром вагон был дан! И вечером картины были погружены в поезд и состав тронулся. Впереди их ждали еще испытания - Махачкала, Каспийское море и удивительный город Дербент, и Баку. 5 ноября Барсамовы благополучно прибыли в Ереван, где была организована для них совсем неожиданно для них самих очень радушная и сердечная встреча с музейными работниками и директором картинной галереи Рубеном Григорьевичем Дрампян(1891-1991). Срочно было собрано совещание художников, музейных работников, где был сам выдающийся армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник Мартирос Сергеевич Сарьян(1880-1972), представители ЦК партии. Через полчаса все организационные вопросы были разрешены. Барсамовым был предоставлен прекрасный гостиничный номер в « Интуристе». Николай Степанович и Софья Александровна были зачислены в штат музея, обеспечены продовольственными карточками высшей категории. Но, самое главное - бесценная коллекция была спасена (в начале ноября 1942 года в Керченском порту после жестокой бомбардировки сгорели ящики коллекций Симферопольской картинной галереи, Алупкинский Дворец-Музей, Ялтинский Краеведческий музеи были разграблены фашистами). Николай Степанович в это время активно приступил к подготовке большой выставки картин Айвазовского, открытие которой вызвало потрясающий успех. Барсамов начинает снова творить как художник. За три года им были написаны ряд тематических картин, много портретов и натюрмортов. Весной уже 1944 года немцы были отброшены за Днепр.13 апреля освобождена Феодосия. Последствия оккупации Феодосии были ужасающие. Дом Айвазовского хоть и уцелел, но был сильно поврежден и требовал восстановления. Дом Барсамова превратился в « коробку», все было разграблено, а Нина Александровна Айвазовская умерла в Старом Крыму, куда она была выслана оккупантами. Только в середине октября 1944 года было получено разрешение на реэвакуацию, когда наши уже рвались к Городу – герою Одессе. Перед отъездом работники галереи дали шикарный по меркам военного времени банкет в честь Барсамовых. Обратный путь лежал через Поти,
Сухуми, Ростов на Дону. И длился он две недели. И вот она многострадальная
Феодосия. На протяжении Барсамовы прибыли в Феодосию 5 ноября 1944 года. На набережной уцелело только шесть домов! Внутри дома Айвазовского – сохранились только ободранные стены, потеки дождевой воды повсюду, вместо стеклянного перекрытия положены строительные стружечные маты, штукатурка стен и потолков обвалилась, оконные и дверные просветы сорваны. Мостовая вокруг дома была разворочена и кругом следы авиабомб. Встреча днем в Горсовете Софье Александровне была не ласковой. И только нормально отнеслись к Барсамовым моряки – черноморцы. Через 15 минут во двор галереи въехала машина с тремя матросами в кузове. Через два часа ящики с бесценными картинами были уже выгружены во внутренний двор дома Айвазовского. Пришлось все начинать с нуля. Помогали, чем могли работники Краеведческого музея. Зима 1944-45 года как некстати наступила ранняя и суровая. Феодосийский залив постоянно штормовал, и волны выбрасывали на берег якорные мины, которые постоянно рвались, сотрясая крепкие стены дома Айвазовского. Ветер свистел в окнах, обращенных к морю. В такой обстановке Галерея Айвазовского вступила в новую эпоху своей жизни. Барсамовы через некоторое время решили зайти в дом К.Ф. Богаевского, но дом был полностью превращен в закопченный сарай. В пустых комнатах окна были заколочены, в них находились куры, на кухне жила какая-то престарелая супружеская пара, не проявившая восторга при встрече с ними. Пол мастерской был усеян на втором этаже обломками гипсовых слепков, обрывками бумаги, письмами, в окнах не было стекла, рамы - вырваны. В это время Галереи была нужна как воздух внушительная помощь- вагон специального выставочного стекла для фонаря главного выставочного зала. И Барсамов сумел открыть все-таки выставку, параллельно приступив к ремонту главного выставочного зала. Стройматериалов практически не было в послевоенном городе. Была срочно подключена ремонтно-строительная контора в лице товарища Кузнецова и Ульман. Руководство города в лице Владимира Ивановича Миронова сумело мобилизовать все феодосийские предприятия на главную задачу по восстановлению здания галереи. Работа сдвинулась с мертвой точки. В основном рабочая бригада состояла из молодых девчонок, но ремонтно-восстановительные работы продвигались быстро. В начале апреля ремонт верхнего этажа был закончен. К этому времени был проведен монтаж картин. 2 мая 1945 года в Феодосии была, открыта большая выставка картин Айвазовского и даже был выпущен каталог к ней. Открытие выставки было настоящим праздником для Феодосии. 117 картин Айвазовского вновь были представлены на открытой выставке. Известие о возвращении коллекции галереи Айвазовского молниеносно облетело весь Крым. На одном из военных аэродромов под Симферополем летчиком майором Черныш был обнаружен мраморный бюст Айвазовского работы скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама(1859-1939)-автора памятника Петру I на Адмиралтейской набережной (Санкт-Петербург) утерянный при погрузке на теплоход « Калинин», который благодаря усилиям Николая Степановича Барсамова, вновь был установлен на его законное место в доме маэстро. В 1945 году в Галерею поступили в результате розысков из Симферополя сразу 180 работ К.Ф. Богаевского, которые фашисты намеревались вывезти в Германию. Комитет искусств РСФСР передал Галерее папку с 60 рисунками Айвазовского, приобретенная в Москве в Антиквариате. Все это нужно было еще регистрировать, учитывать, проводить профилактику и реставрацию. Вернулись из Московского Госбанка драгоценности Айвазовского, которые проделали длинный путь из Краснодара, в Новосибирск, Москву и вновь в Феодосию. Но были потеряны навсегда друзья Барсамова - Володя Шепель, Жора Могильный, Александр Засадко, Николай Панченко, Петр Новиков, Володя Барсамов, Виктор Коробков и В. Советов. Все они погибли в борьбе с врагами… Сразу после окончания войны Николай Степанович Барсамов по представлению Академии Художеств СССР был удостоен
высокой награды Орденом Трудового Красного Знамени (это была первая орденская
награда музейному работнику в СССР), а так же медалью « За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941- Николай Степанович Барсамов- второй после Ивана Константиновича Айвазовского Почетный член города Феодосии скончался на 84 –и году жизни 10 апреля 1976 года, на пять лет раньше ,6 сентября 1971 года, в возрасте 71 –го года умерла его верная спутница жизни Софья Александровна. Два прекрасных человека наши свой вечный покой на Всесвятском кладбище, далеко в стороне от Центральной Аллеи. Хотя они достойны были места упокоения не на окраине кладбища, где в двух шагах мусорная свалка. И достойны были настоящего памятника! Не удивительно, что до сих пор нет памятника на могиле художника Константина Федоровича Богаевского в Феодосии. Тоже наверно не заработал… Великий маэстро Иван Константинович Айвазовский в конце своего жизненного пути сказал о себе: «Счастье улыбнулось мне». Его творчество было удачно и после смерти великого мастера. И красоту полотен великого мариниста донес до нас именно Николай Степанович Барсамов, который спас их вначале самой страшной на памяти человечества войны. Воздадим ли мы когда-нибудь потомки, тем, кто шел во имя нас ныне живущих на смерть, нашу благодарность, за спасение великих полотен Айвазовского семейству Барсамовых, или так и будем продолжать петь только дифирамбы на их «могиле», которая разрушена и всеми забыта? Наверно это и есть наша благодарность… То, что нас ждет тогда впереди? А может надо обсудить да и организовать сбор средств для почетного перезахоронения останков этих замечательных людей на центральную Аллею Всесвятского кладбища и поставить им достойный памятник. Неужели они не достойны нашего уважения и памяти? Ведь они для нас спасли бесценные полотна Айвазовского! В противном случае, все могло сложиться совсем иначе. И Феодосия была бы духовным банкротом на века… Увы. Не на мажорной ноте заканчивается мой рассказ о жизненном пути этих прекрасных и удивительных людей, которые были и будут оставаться гордостью Феодосии! ( Примечание автора: В 2012 году усилиями мэра г. Кронштадта и помощью со стороны мэра Феодосии был восстановлен на могиле Барсамовых памятник в Феодосии). Константин Виноградов | |||
Просмотров: 3832
Группа нашего сайта в контакте. Подписывайтесь!
|
Всего комментариев: 0 | |
[ Регистрация | Вход ]